Международная конференция «Новая педагогика для общества будущего»

Доклад А. Менегетти в штаб-квартире ЮНЕСКО, Париж, Франция. 30 мая 2006 года

Общество, в большей степени, чем сама жизнь, является проблемой, которую необходимо разрешить.

Всегда большое удовольствие встретиться в месте особенном, привилегированном, официальном месте, таком, как это. Я говорю в том смысле, что все хорошее, будучи сказанным здесь – в ЮНЕСКО, Париже – обладает своей предпочтительной формой, которая достигает людей, умы, всегда ищущие практический способ улучшения нашего существования на этой планете.

Прежде чем предложить новый взгляд на педагогику, соответствующую эпохе глобализации, важно представить различные классические подходы педагогики.

Педагогика означает искусство формирования человека-личности как социальной функции. Это способ формирования человека-гражданина (homo civis) на основе потенциала индивида. Таким образом, педагогика обращает внимание на то, к какому уровню развития гражданского гуманизма может прийти человеческий род.

Человеческий род – это специфичность природы. Гуманизм – это форма онтической (следовательно, метафизической) ценности и исторической способности развивать природную, личную и социальную идентичность. Понятие «гражданский» указывает на взаимоотношения людей друг с другом в историко-географической среде.

Глубинное значение педагогики заключается в помощи индивиду в процессе достижения высокого уровня сознания во благо ему и данной экосистеме (среда и общество). Другими словами, педагогика содействует процессу формализации логико-исторического «Я» (или волевого «Я»), ведущему к реализации самого себя как индивида-личности и как эффективной части ближайшего социального контекста (см. А. Менегетти «Онтопсихологическая педагогика»).

Мой непосредственный жизненный опыт, послуживший основой для формирования представления о педагогике, был следующим:

  1. ребенок, живший в разных семьях;
  2. глава группы в различных контекстах;
  3. ребенок, работавший на большой фабрике;
  4. обучение, а также участие в спортивных командах, в различных школах, колледжах и университетах вместе со студентами из разных стран мира (Африки, Китая, Великобритании, Кореи, Японии, Германии, Испании, Бразилии, США, Кубы, Румынии, Польши, Болгарии, Монголии, Ливана, Сирии, Узбекистана, Египта);
  5. директор государственного детского дома (дети от 14 до 18 лет);
  6. приходской священник;
  7. женатый человек, у которого есть дети;
  8. клинический психотерапевт;
  9. разносторонний опыт и компетентность в области педагогических знаний;
  10. инициатор и основатель проекта ФОИЛ – организации, деятельность которой направлена на междисциплинарное формирование лидеров с целью раскрытия разума бизнес-интуиции;
  11. координатор и инвестор проекта «Школа-колледж А. Менегетти» (документальный фильм о проекте ) на протяжении 8 лет. При этой школе была организована группа из шести детей в возрасте от 1 до 5 лет, которые постоянно жили на территории колледжа в отдельном доме с садом, где их изредка посещали родители. За ними присматривала одна молодая девушка, проходившая обучение в школе. В возрасте 2 лет дети начинали помогать вести домашнее хозяйство в форме игры и ответственного участия, что позволило им научиться выстраивать собственную жизнь в будущем. С точки зрения педагогики, результаты, достигнутые этими детьми, были превосходными.

Ребенок - это проект, который актуализируется в контексте четко обозначенных исторических процессов. Этот проект рождается интенциональностью природы и приобретает определенную форму в окружающей экосреде, частью которой он является.

Если жизнь является «самодвижением к», то окружающая экосреда является матрицей, формирующей характер поведения субъекта. Окружающая экосреда - это место, время, тело и контекст одного или нескольких взрослых, окружающих ребенка в период его взросления. Обычно она называется семьей: речь идет о тех взрослых, которые фактически связаны с процессом воспитания ребенка.

Ребенок биологически нуждается в жизненном самодвижении к зрелости и поэтому ассимилирует, или метаболизирует, антропологические категории в своем непосредственном окружении: язык, телодвижения, действия и реакцию на ближайшие объекты, индивидов, ситуации.

С того момента, как природная интенциональность жизни приобретает форму исторического индивидуализированного «вот-бытия», окружающая экосреда начинает предопределять склонность к тем или иным моделям поведения.

Эта двусмысленность является характерной чертой человека и поддерживается на протяжении всей жизни: природа и культура, собственная индивидуальность и социальное взаимодействие.

Сегодня, как и раньше, «стандартной» экосредой гражданского общества остается семья. Однако в наше время институт семьи подвергается непрерывно растущему давлению, в современном обществе на семью оказывает воздействие различная информация, с легкостью ниспровергающая любые человеческие ценности, независимо от области существования: от секса до религии, от собственнической психологии до анархии, от любви до индифферентного индивидуализма, от ассистенциализма до ответственности за собственные действия, от натурализма до академизма, от семейственности до понятия сверхчеловека, от философии до компьютерного программного обеспечения и т. д.

Многообразие информационных потоков приводит к тому, что ребенок, будучи несвободным в применении собственных природных ресурсов (интенциональности собственного онто Ин-се), проституирует себя ради получения моментальной выгоды и впоследствии превращается в наркомана, человека, страдающего депрессией или алкоголизмом, преступника, самоубийцу - большинство тех посредственностей, которые увеличивают человеческую массу, не способную к интегральному гуманизму.

Как бы мы ни старались защитить традиционную семью, психологи прекрасно знают, что причина любой социальной аномалии, свойственной молодым людям, заключается в семантическом искажении, которому они подвергаются в процессе воспитания в рамках первичного контекста. Этот вывод основан на реальном опыте психотерапевтов, воспитателей, социальных работников, священников, социологов и т. д.

Сегодня индивид является основным субъектом правовых отношений. Фактически, то же самое можно сказать и о семье: детская телефонная служба «Розовая и Голубая линия» (итальянская круглосуточная бесплатная служба защиты детей в возрасте до 18 лет от любого вида насилия и плохого обращения со стороны взрослых — прим. пер.) защищают превосходство ребенка над семьей, и государство становится гарантом его прав в ущерб традиционному образу супружеской жизни и pater e mater familias (речь идет о римском праве отца и матери семьи - прим. пер.).

Как следствие, чрезмерное развитие получают феминизм, гомосексуализм, разводы, пристрастие к препаратам для повышения половой потенции (таким как виагра), гражданские и временные браки, многократные браки и увеличение количества одиноких людей.

Тем не менее, желание иметь детей остается актуальным, однако существует потребность в законе, который защищал бы тех взрослых, которые дают жизнь будущим членам общества и поддерживают их.

В сущности, сейчас формируется новая реальность, в которой дети могут быть истинным удовольствием для ответственных взрослых, работающих во благо развития общества.

В рамках этой новой реальности даже один индивид может быть полноценной семьей, взаимодействуя с окружающей его общественной средой (друзья, детский сад, школа, соседи, спортивный клуб).

Дополняя традиционное понятие семьи, этот подход подчеркивает необходимость взаимодействия ребенка с разнообразными социальными группами для приобретения богатого жизненного опыта.

Фактически, на сегодняшний день семья не способна быть для ребенка посредником между жизнью и обществом. Воспитание человека в вопросах местной культуры и языка, питания, медицинского ухода, поведения, приемлемого с социальной и правовой точек зрения, может быть целиком передано под ответственность социальных или государственных органов.

Отрицать подобный подход можно лишь на основе традиционных аффективных установок. Природа заботится о своих созданиях, тогда как общество требует от них способности к объединению и взаимодействию.

Наблюдая за проявлениями социальной психологии в религиозных семинариях и военных училищах, можно заметить чувство гордости, испытываемое молодыми людьми за привилегированную принадлежность к определенному сообществу. Подобным образом в каждом здоровом ребенке наблюдается заинтересованность и стремление принадлежать к определенной группе, представляющей для него ценность и интерес, даже если это противоречит семейным правилам и убеждениям.

Такие структуры служат для людей социальными гнездами, организованными по тем же принципам, что и школы, оздоровительные учреждения, места для отдыха и проведения отпусков и т. п. Они не вызывают у детей психологических травм и кризисов, связанных с адаптацией, а, напротив, поддерживают чувство гордости и благополучия, при этом нивелируя абсолют семьи.

Естественно, природные, или биологические, родители могут поддерживать открытые отношения с детьми, руководствуясь при этом тремя критериями: социальный закон, спонтанность отношений и свобода выбора со стороны ребенка.

Общество должно пересмотреть свои взгляды в отношении семьи с учетом своей ответственности за осуществление педагогики, а также с учетом тех прав и обязанностей, которые присущи индивиду как личности. Речь идет о том, чтобы сократить срок гражданского взросления - от рождения до вступления в социальную жизнь, устранив в традиционном институте семьи препятствия для полноценного развития индивида.

Мы как общество отправляем наших детей погибать на войне, сажаем в тюрьму, внушаем им те или иные мнения, делим их на честных и нечестных, полицейских и преступников, проклятых и святых. Прикрываясь заботами о счастливой семейной жизни, мы навязываем им идеалы, которые мешают войти в контакт с реальностью.

Мамы и папы, тети и дяди, бабушки и дедушки - мы убеждаем их в том, что они - первоочередной объект нашего внимания и таким образом рождаем в них ложную уверенность в том, что жизнь и общество будут всегда оберегать их и удовлетворять их потребности.

И после этого мы наказываем их за наркотики, алкоголь, асоциальное поведение, лень, насилие, глупость; мы ограничиваем их свободу, лишаем прав и увеличиваем груз обязательств; мы осуждаем их образ жизни и чрезмерное проявление сексуальности.

Сегодня семья не способна обеспечить социальное превосходство: 1) взрослые сознательно и бессознательно прививают детям жажду отмщения; 2) выдвигают себя в качестве ценностных ориентиров для детей; 3) укореняют чувство возмущения по отношению к социуму (другим людям и существующей власти).

Таким образом, лучше родиться и вырасти в обществе, частью которого мы являемся и в любом случае будем являться, и учиться взаимодействовать с ним с раннего детства.

Именно сознательные или бессознательные сценарии поведения родителей, родственников, заложенные в детстве, делают молодого человека неспособным к созданию функциональных отношений в обществе.

Каждое семейное ядро всегда привносит особую психическую, моральную и аффективную патологию, которая затем дезориентирует молодого человека в постоянно меняющейся диалектике социального контекста.

Ребенок обучается моделями поведения, которые не приводят к достижению успеха в обществе. Каждая семья любит ребенка особым образом, характерным для данного семейного контекста, тем самым формируя матрицу, которая на всю жизнь остается приоритетом, обуславливающим выбор любых последующих шагов индивида, от сексуальных отношений до материального положения и т.д.

Даже его эгоизм, без его ведома, оторван от собственной идентичности, что препятствует гармоничной связи с другими и с самим собой.

Учитывая повсеместное и постоянное участие государства в нашей жизни, нужно признать, что сегодня мы сталкиваемся с реальностью Большого Брата Дж. Оруэлла (см. роман Дж. Оруэлла «1984»). Для экспертов в области онтопсихологии я подчеркиваю, что Оруэлл с очевидностью показал присутствие в мозге человека монитора отклонения со спекулярным действием.

Каждый из нас постоянно сталкивается с законодательными нормами и действует в условиях государственной системы: государство присутствует во всех аспектах нашей жизни, и даже вырастить ребенка становится проблематичным, поскольку дети являются законной причиной для различных вмешательств государства.

В такой ситуации гражданам следует либо демократическим путем передать государству право влиять на личную и семейную жизнь, либо полностью отдать ребенка под опеку государства, развивая его ответственность и освобождая таким образом взрослых-родителей от чувства неуверенности, которое, в определенном смысле, передается их детям и превращается в чувство тоски или жажду насилия.

Поскольку каждый из нас является частью общества - невозможно представить человека без общества, - необходимо с самого детства научиться использовать социальные стереотипы себе во благо, вместо того чтобы развиваться в узких рамках этих стереотипов и потом испытывать необходимость исправлять себя для достижения успеха в социуме.

В далеком прошлом религии обладали неоспоримым правом определять индивидуальную неповторимость человеческой души.

Сегодня множество политических партий отстаивает гражданские права, закрепленные различными конституциями. Поэтому, в действительности, каждый человек отчасти зависит от государства, которое предоставляет ему тот или иной статус в соответствии с законом.

Из этого следует, что чем раньше ребенок начнет учиться взаимодействию с социальной реальностью, тем больше он получит преимуществ и возможностей для того, чтобы стать главной фигурой на «шахматной доске» общества.

Все это предполагает дальнейшее объединение родителей и детей как членов общества, которые, будучи разными, познают и задействуют разные параметры, устанавливаемые и задаваемые законом на основе признанной демократии.

Для детей это изменение не будет травматичным, они легко адаптируются и охотно освоят ценности и стратегии своего местного сообщества. Таким образом, они поймут правила игры «двойной морали» (подробнее см. А. Менегетти «Мудрец и искусство жизни»): 1) индивидуальная субъективность, посредством которой человек сможет понять и развить собственную метафизическую трансцендентность... («... Отец наш, сущий на небесах»), и 2) осознание материального и исторического тела прав и обязанностей («... возлюби ближнего своего, как самого себя»).

Мои права заканчиваются там, где начинаются права других, закон определяет добро и зло и может меняться благодаря демократии, согласию и т. д.

Это приведет к возникновению в третьем тысячелетии новой социальной психологии, критическому пересмотру многих принципов и развитию рациональной креативности.

Государство - это уже не нечто «другое», а активное следствие всех нас в совокупности. Когда наши дети рождаются, они входят в наше биологическое, моральное и юридическое пространство. Мы сами создаем его и переживаем его последствия.

На самом деле, наши дети уже находятся в этой ситуации в данный момент. Таким образом, государство должно полностью принять на себя ответственность за защиту и воспитание собственных граждан, которые еще неспособны на рациональное использование экзистенциального и социального права.

Элементы функциональной педагогики

Ребенок наделен от природы правом для вхождения в социум (общество de facto или de jure). Несомненно, это происходит еще в тот момент, когда индивид биологически становится автономным - в сущности, когда младенец появляется на свет и осуществляется разрыв пуповины.

Находясь в весьма уязвимом положении, он нуждается во всем, что способствует его развитию как зрелой гражданской личности в рамках всех гуманистических ценностей. Но прежде всего необходимо научить его автономно использовать права и обязанности социума. Речь идет о переходе от биологического к психическому циклу (см. А. Менегетти «Учебник по онтопсихологии»).

Так как ребенок от природы наделен собственным проектом, у социума должны быть две позиции в отношении его воспитания:

  • a) отвечать на жизненные биологические потребности и потребности в общении (питание, забота, человеческая среда);
  • b) никакого вмешательства, которое бы могло исказить виртуальный потенциал его идентичности.

Существуют две задачи, к решению которых следует приучить ребенка:

  1. знание и уважение себя;
  2. знание правил (обязанностей), которые местное сообщество (человеческий гуманизм) выбрало и предписывает для исполнения. Прежде всего необходимо дать понять ребенку, что все мы соблюдаем эти правила, включающие в себя необходимость знания культуры, языка, истории, психологии, различных наук, законов и т. д.

Общие принципы

В том, что касается зачатия и процесса развития плода, необходимо отдавать приоритет матери, потому что она является элементарной экосистемой для плода и уже представляет собой личность и реализованный проект. Нельзя подвергать опасности реальное право ради того, что только возможно.

До 3-5 лет необходима естественная гигиена и соответствующая педиатрия. Необходимо избегать панических настроений и гиперассистенциализма. Это развращает природный проект ребенка.

В то время как ребенок устанавливает контакт с реальностью и с другими «ты», которые тоже говорят «я» и «мое», наказывать его можно только тогда, когда он навязывает свое волеизъявление или каприз (потребность без основания).

Главной опасностью (отпечатком, который оставляет свой след на характере ребенка) является внедрение скрытой патологии взрослого. Она становится историческим мемом, паразитирующим на онто Ин-се.

Эта семантика, основанная на необходимости компенсации фрустрации, захватывает ребенка как психологическую территорию для проявления агрессии доминирующего или связанного с ним взрослого. Фрустрированный человек «оккупирует» ребенка согласно собственным компенсаторным проекциям.

Почти всегда ребенок используется и воспитывается как объект идеалистической или компенсаторной проекции потерпевших крах взрослых.

Наша современная педагогика заражена ассистенциализмом, который замещает Изо. Вместо того чтобы создавать ответственного человека, сотрудничающего во благо общества, нефункциональные общественные институты укрепляют пожизненную зависимость посредственных личностей.

Воспитывать (от лат. educere) означает «извлекать», «доставать», «вести к , для». Это умение создавать соответствующую историческую феноменологию и обладать критическим сознанием для того, чтобы способствовать развитию онто Ин-се ребенка: развивать природный проект в соответствии с историко-социальным контекстом.

Игра имеет огромное значение для ребенка, поскольку он учится устанавливать контакт с исторической и природной реальностью. Игра - это упражнение для вхождения в диалектическое взаимодействие с целью достижения индивидуальной выгоды (см. А. Менегетти «Онтопсихологическая педагогика»).

В действительности, почти все игры и игрушки, представленные сегодня на рынке, приводят к обеднению разума, лишают мужества и возможности для реального понимания вещей.

Лучшие игры придумываются и меняются самими детьми. Если они выбирают слишком опасные для себя игры, им нельзя этого запрещать, но нужно ограничивать и призывать к внимательности и осторожности.

В играх ребенок обучается тому, что его действия приводят к определенным результатам, поэтому не нужно оберегать его от переживания боли последствий, особенно в играх.

Командные и групповые игры способствуют развитию доверия и социальной ответственности и позволяют избежать опасных и, возможно, патологических интроверсий. Необходимо восстановить любую игровую спонтанность с физическими движениями и контактом с другими людьми.

Фундаментальным является контакт с природой: контакт с растениями, плодами, лесами, водоемами, птицами и т.д. Экобиологический мир животных развивает интуицию, поддерживает внутреннюю связь с самим собой и с жизнью и гарантирует умственное развитие, не пренебрегая при этом метафизическими переживаниями внутреннего мира.

Привнесения этих элементов достаточно, чтобы наполнить вдохновением педагогическую практику современной демократии.

Общество жестоко и беспощадно. Бог может простить, общество - нет. Когда ребенок доверяет нам, мы должны всегда помнить, что он войдет внутрь сложной структуры социума. Общество, в большей степени, чем сама жизнь, является проблемой, которую необходимо разрешить (см. А. Менегетти «Система и личность»).

Поэтому мы должны с любовью помочь ребенку научиться быть экономически и психологически независимым и функциональным в социальной среде. Научиться быть экспертом в разрешении проблем посредством практических навыков и правовой рациональности без идеологических шаблонов и наивных предположений: разум и закон в согласии с внутренней моралью вещей, ситуаций, людей.

Эффективная педагогика должна определять и поддерживать те ценности или убеждения, которые позволяют субъективности индивида интегрироваться в одну из моделей того или иного рода деятельности (мода, музыка, медицина, адвокатура и т.д.).

Молодой человек должен научиться ориентироваться в социуме и вкладывать себя в ту профессиональную область, где, благодаря собственному темпераменту или обстоятельствам, он может реализовать собственные способности и получить социальное одобрение.

Если реализация своего первичного призвания не представляется возможной, это можно компенсировать, реализовав его в качестве хобби. Сначала необходимо жить, потом - жить лучше.

Необходимо задумываться о логических следствиях каждого выбора. Их может быть множество, но жизнь - одна, и она ограничена во времени.

Наши главные выборы (секс, любовь, экономика, учеба, работа, группа, к которой мы принадлежим и т.д.) становятся категориями, определяющими всю нашу последующую жизнь.

Общество выбирает победителей - не всегда лучших - и наказывает тех, кто проигрывает - не всегда виновных. Двойная мораль позволяет индивиду одновременно быть гражданином и историческим существом, стремящимся к той метафизике, где существование заново создает реализующее значение. И, таким образом, усиливается действие тех, кто «сотрудничает» с Жизнью.

Решением для улучшения демократии является воспитание. Необходимо начать на собственном опыте применять техники познания, рациональности, ответственности и, особенно, эстетики. Красота - это всегда истина и добро.

Необходимо построить позитивистское знание, без идеологического вмешательства.

Традиционная семья не обладает средствами и необходимой экосистемой для воспитания детей в соответствии с требованиями общества в эпоху глобализации. Более экономичным является такой подход, при котором общество сочтет за честь и примет на себя бремя полноценного воспитания собственных граждан с момента их рождения.

Родители не исключаются, но становятся вторичными по отношению к педагогам правящей демократии.

Общественное воспитание с самого начала должно исключить клонирование внутренней структуры семьи, позволяя детям развивать способность к реализации лидерских способностей в формировании человеческого общества.